На Камчатке: 19:33

Меры безопасности при организации зимних походов

Безопасность группы на сложных зимних маршрутах зависит от многих факторов как при подготовке, так и при непосредственном проведении похода. Коротко их можно разбить по группам:

  • Внимательное комплектование группы и хорошая физическая и техническая подготовка участников похода. Организация проверочного похода с ночлегом в полевых условиях.
  • Умелая разработка маршрута, сложность которого должна соответствовать опыту и силам группы. Тщательное изучение района похода и линии маршрута.
  • Хорошее и продуманное снаряжение группы. Предварительное испытание его в проверочном походе.
  • Достаточное количество продуктов и топлива как на дни передвижения, так и на резерв в случае непогоды, заболевания участника, осложнения маршрута, потери ориентировки и т. д. Правильный и экономный расход продуктов и топлива.
  • Строгое выполнение намеченного графика движения.
  • Высокая сознательная дисциплина в группе, коллективизм и взаимовыручка.
  • Соблюдение мер безопасности при переходе через морские заливы, плохо замерзшие речки, горные перевалы и лавиноопасные участки. Личный и взаимный контроль во время низких температур и плохой погоды. Использование чехлов на ботинки и масок на лицо. Умение своевременно организовать первую помощь пострадавшему.
  • Умение быстро и прочно организовать бивак при любой погоде.
  • Соблюдение намеченных контрольных сроков. Поддержание связи с поисково-спасательным отрядом Главного управления МЧС России по Камчатскому краю любыми способами и средствами связи.

Меры безопасности при сходе снежной лавины

Лавина – это масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор. Сходы лавин происходят в основном в горных районах, где скапливается огромное количество снега, которое при малейшем сотрясении воздуха грозит вот-вот обвалиться. Сотрясение воздуха вызвать очень легко. Достаточно что-то громко произнести или крикнуть. Образовавшееся эхо, которое представляет собой акустическую электромагнитную волну, распространяется на огромные территории и отталкивается от встречающихся на пути препятствий. Эта волна и вызывает небольшое сотрясение снежных лавин, которого бывает вполне достаточно, чтобы снег начал сходить с них. Снежные лавины чаще всего начинают сходить, когда воздух становится очень холодный, а значит, образовавшиеся волны приобретают еще большую силу. Нередко снег сходит по другой причине, полностью противоположной этой. Частые смены температур не позволяют ему, как следует утрамбовываться, и поэтому при очередной оттепели происходят их обвалы.

Если вдруг вы оказываетесь на пути снежной лавины, то бегство тут вряд ли поможет, так как скорость спускающегося с горы снега превышает порой скорость автомобиля. К тому же лавина обычно сопровождается воздушной предлавинной волной, которая производит перед собой наибольшие разрушения и считается наиболее опасной, чем сам снеговой обвал.

Если лавина не слишком большая, то можно попытаться отойти в сторону от траектории ее спуска. Если же сделать этого не удается, следует найти какое-либо укрытие, где можно было бы переждать снежный обвал. Для этой цели самым подходящим местом является крутой выступ скалы, под который необходимо встать. Если выступ очень резкий и крутой, есть вероятность, что лавина просто пролетит над головой и не заденет вас.

Если же выступ пологий, то снег, скорее всего, немного завалит вас. К этому необходимо быть готовыми и ни в коем случае не паниковать. Если снег начинает сыпаться на вас сверху, следует прикрыть лицо и немного пошевелиться, чтобы вокруг образовалась небольшая снежная пещерка, которая не только защитит от лавины, но и на некоторое время обеспечит вас воздухом. После того как сход прекратится, необходимо как можно быстрее выбраться из этого укрытия, так как запасы воздуха быстро истощаются, а выбраться может оказаться не так просто, ведь количество снега, упавшего сверху, вам неизвестно.

Если такого укрытия обнаружить не удалось, следует найти самое толстое и широкое дерево, которое не сможет свалить лавина, и встать за ним, тесно прижавшись и ухватившись за ствол. Ни в коем случае не стоит вставать за тонкие и молодые деревья, так как сила лавины способна не только согнуть их едва ли не до земли, но и полностью вырвать из нее и снести вниз.

Так как сила снеговой лавины очень большая и удержаться за дерево не так-то просто, необходимо привязать себя к нему поясом или ремнем. Узел этого пояса должен непременно находиться рядом с вами, а не по другую сторону дерева, так как в случае завала отыскать его будет просто не возможно, а значит, выбраться из-под снега не окажется никакой возможности. Сделать это необходимо как можно быстрее, так как перед тем как лавина достигнет вас, придется выдержать предлавинную волну, которая ничем не уступает самой лавине, а порой в несколько раз ее превосходит по своей силе. В том случае, если поблизости не оказалось ни единого выступа и тем более дерева, единственный случай спастись – это вкопаться как можно глубже в снег, на самом углубленном месте. Это позволит не быть снесенным снеговой лавиной и ее волной и избежать ранений, которые могут нанести летящие обломки деревьев и куски скал. Находясь под снегом, следует образовать вокруг себя небольшую воздушную пещерку, которая позволит некоторое время не нуждаться в доступе кислорода. После того как гул стихнет, следует как можно быстрее выбраться из-под снега.

Снежная лавина обладает достаточно большой скоростью, поэтому действовать необходимо очень быстро, не мешкая. Всевозможные обдумывания не только ничем не помогут, но и лишат дорогого для вас времени. Чем быстрее решение будет принято, тем больше вероятности, что снежную лавину вы переживете с наименьшими потерями.

Меры безопасности на лыжных маршрутаx

О чем, прежде всего, следует думать зимой, как о главном источнике опасности? Конечно, о морозе и холоде. И поэтому, чтобы избежать обморожения кожи и конечностей, заранее продумайте свой внешний вид и экипировку. Выбирайте одежду, согласно погодным условиям, температуре и длительности маршрута. Одежда должна быть из легких дышащих материалов, которые впускают воздух, нагревают его до температуры тела и не выпускают обратно, тем самым не давая телу замерзнуть. Снег отражает около 90% падающего света, не забывайте о защите глаз солнечными очками, чтобы не ослепнуть. Помните, что даже зимой ваше лицо может обгореть, поэтому советуем использовать защитный лосьон с SPF согласно индивидуальным особенностям вашей кожи.

В лыжных походах всегда следует помнить о дистанции, чтобы избежать наезда на впередиидущего товарища, и, как следствие, поломки лыж. Кроме того, дистанция нужна и для того, чтобы при размахе лыжной палки не задеть и не повредить следом идущего участника. Дистанция определяется видом лыжного хода (классика, конек), прямолинейностью маршрута и обычно составляет от трех до пяти метров.

Если по ходу маршрута вам приходится перемещаться по водоему, то обязательно следует в самом начале проверить толщину льда у берега. Это делает не участник похода, а инструктор или руководитель группы. Только после одобрительного жеста следует продолжать маршрут, при этом значительно ослабив лыжные крепления и темляки (лямки) палок. Двигаться по водоему следует осторожно, только классическим ходом, соблюдая, дистанцию в пять метров.

Дистанция лыжного маршрута может быть довольно протяженной, поэтому нередко участники решают заночевать прямо в лесу. Принцип и требования к разбивке лагеря и установке палатки те же, что и летом. Добавляется лишь использование примусовой горелки и безопасность ее использования. Прежде всего, обратим ваше внимание на то, что горелку нужно держать поближе к выходу из палатки, чтобы она не соприкасалась с легковоспламеняющимися материалами и вашими личными вещами. Иначе пожара не избежать. Любое горение поглощает кислород, поэтому, чтобы не угореть ночью, оставляйте приоткрытым вход в палатку и будьте осторожны при выходе.

Еще одной проблемой на лыжном маршруте является наличие воды. Естественно, абсолютно бесполезно возить с собой воду в бутылках, которая моментально замерзает и требует очень долгих и зачастую тщетных усилий, чтобы ее разморозить. Конечно, всю жидкость следует перевозить исключительно в термосах. Но бывали и случаи, когда прямо посередине маршрута, вся вода заканчивается и организм, усталый и измученный, начинает отчаянно требовать жидкости. Ни в коем случае не ешьте снег. Последствия могут быть самыми печальными (расстройство желудка, диарея, кишечное отравление). Опытные лыжники советуют остановиться, разжечь костер, растопить снег, вскипятить воду, добавив в нее пару таблеток "Активированного угля" и только после этого использовать в пищу.

Напоследок, если вы решили заночевать в лесу, и неожиданно начался сильный снегопад, не поленитесь поставить себе будильник, чтобы каждый час просыпаться и сметать снег с крыши, избежав тем самым засыпания и заваливания палатки.

Правила безопасности при езде на снегоходе

Безусловно, снегоход приносит море радости и адреналина, но надо помнить и правилах безопасности:

Общие правила:

  • Проверьте весь свой комплект экипировки для экстремальной езды: шлем, штаны, перчатки, куртку, шарф, ботинки и очки. Всегда катайтесь в шлеме. Это очень полезная штука. Если Вы противник этого девайса и аргументируете это тем, что снег мягкий и разбиться о него невозможно, то умелые спасатели привлекут Вас к ношению шлема еще по двум причинам. Во-первых, это прекрасная защита от ветра. Наверняка, у всех были случаи, когда было невыносимо холодно, а шапка не помогала. Еще бы, лицо она не защищает... Во-вторых, шлем - прекрасный веткоотбойник. Ведь когда Вы пробиваетесь через густой лес, часто ветки лезут в глаза и приходится ложится на руль, закрывая глаза. При этом не видно куда едешь.

    С собой у Вас должно быть все необходимое в поездке. Одевайте теплую непродуваемую и непромокаемую одежду, чтобы впечатление от поездки не испортилось от насквозь сырых штанов и ботинок. Также стоит обзавестись наколенниками, налокотниками и защитным щитком для груди.

    Катайтесь по возможности с друзьями. Друзья всегда выручат в трудную минуту. Если нет друзей на снегоходах, возьмите хотя бы пассажира. Не садитесь за руль снегохода пьяными. Голова всегда должна быть при Вас и в активном трезвом состоянии.

  • Обязательно возьмите с собой маячок безопасности, лопату, лавинный зонд, радиопередатчик, компас, спички, фонарик и комплект для оказания первой помощи, особенно, если вы собираетесь ехать в удаленную от цивилизации местность. Обязательно зарегистрируйте свой тур в поисково-спасательном отряде Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.
  • Желательно оставайтесь на помеченных трассах, или неподалеку от них. Внимательно изучайте дорогу, по которой едете, предвидьте возможные препятствия, скрытые под снегом.
  • Низковисящие Провода. Бойтесь их, могут снести голову в прямом смысле слова... Если Вы едете, например, по полю и видите опоры ЛЭП, немедленно снизьте скорость. Между двумя столбами очень часто встречаются обвисшие провода. Причем на первый взгляд может показаться, что проводов нет. Частенько это обманчивое впечатление. Пример из жизни. Ехал снегоходчик беспечно по полю, вдали были темные деревья. Подъезжал к опорам ЛЭП... Скорость была около 60 км/ч. За несколько метров до воображаемой линии между столбами засек провода. Еле-еле успел опрокинуться назад... Не заметил проводов потому, что они висели на фоне коричневой массы деревьев и сливались с ними по цвету. Как оказалось после, в том месте, где ехал снегоходчик, провода свисали как раз на уровне шеи. Неоднократно отдыхающие сталкиваются со схожими случаями. Еще пример. Ехал в темноте по полю, увидел старенькие покосившиеся столбы и снизил скорость. И, как оказалось, не зря. Провода были практически в снегу... Будьте очень внимательны с этим.
  • Езда по льду рекомендуется только во второй половине зимы, когда лед уже крепкий. Тут тоже есть основное правило. Не ехать след в след. Многие с этим не соглашаются, аргументируя это тем, что если товарищ впереди проехал, значит, лед крепкий. Так вот, если под этим самым товарищем лед начнет трескаться, у него будет шанс укатить незатронутым, а вот едущий сзади, скорее всего, окунется.

    Лучше, конечно воздержится от путешествий по поверхности замерзших водоемов, даже если лед выглядит достаточно крепким. Если вы провалитесь под воду, активно работайте ногами, чтобы выбраться на поверхность, после чего откатитесь в сторону от дыры и не вставайте на ноги, пока не окажетесь на достаточном расстоянии от дыры.
  • Движение по холмистой местности. При заезде в гору "играйте" своим весом так, чтобы снегоход не смог опрокинуться назад, и гусеница не сильно капала. То есть, в зависимости от ситуации, переносите вес ближе к "носу" снегохода, либо смещайтесь назад. Если снегоходу не хватает сил взобраться на гору, надо "закопать" гусеницу для предотвращения откатывания снегохода назад. Если же у Вас достаточно мастерства и опыта, съезжайте задним ходом или, не снижая скорости, развернитесь на холме. При езде вдоль склона смещайте Ваш корпус ближе к вершине холма. Если снегоход начинает сползать вниз или переворачиваться, направьте его вниз по склону, если это по каким-либо причинам невозможно, "катапультируйтесь". Но обязательно в сторону вершины холма, чтобы катящийся кубарем вниз снегоход не прокатился по Вам. И еще: сейчас достаточно много снегоходов развелось, так что возможна такая ситуация: холм, с двух противоположных сторон едут на большой скорости снегоходы, хотят "взлететь". Но на вершине они "встречаются" и все мечты о полете улетучиваются. Очень внимательно относитесь к передвижению по холмистой местности.

    Совет спасателей: обычно все снегоходчики в округе знают друг друга, так что можно договориться о порядке прохождения каких-то особо опасных участков.
  • Перемещение по обочинам дорог. Иногда приходится ехать по обочине асфальтированной дороги. Будьте очень внимательны. Тут следует придерживаться одного из основных правил мотоциклистов: относитесь к остальным участникам движения так, как будто они хотят Вас убить. Серьезно, есть такое правило. Что еще. Многие любят "втопить" по обочине. Осторожно. Нередко можно наткнуться на оставленный снегоуборщиком ком снега. Налетев на такой вот, ком снегоход может запросто перевернуться, отправив наездника в полет в сторону асфальта. Еще надо снижать скорость на поворотах дороги. На поворотах толщина снежного покрова обочины маленькая, часто доходит до самого асфальта. А на асфальте, как известно, снегоход неуправляем. Есть риск очутиться на середине проезжей части. Переезжать же дороги надо строго под прямым углом, убедившись в отсутствии машин. При переезде вес переносить ближе к задней части снегохода для разгрузки лыж.
  • Не охотьтесь с едущего снегохода. Некоторые, читающие эти строки, увлекаются охотой. Призываем Вас, охотников, не стрелять с едущего снегохода. Одна маленькая кочка - и можно подстрелить не зверя, а кого-то из своих знакомых. Тем более, невозможно стрелять, когда на голове шлем, так что многие оставляют шлем дома, даже если он у них есть. В общем, пускай живут зверушки.
  • Езда по ночам. Главное - не гоните, даже если места Вам знакомы. Видимость гораздо хуже, чем днем. Да и внимание после бурно проведенного дня притупленное. Будьте осторожнее.
  • Опасности, притаившиеся под снегом. Камчатка - удивительный край. Вот даже и потому, что забывчивое деревенское население частенько оставляют следы своего пребывания на полях. Это может быть, как и борона (рядки от плуга трактора), так и ненужный трактор. Если второе можно заметить, то вот от бороны - беда. Также следует обращать внимание на природные подставы. Например, в белом-белом поле совершенно не видно ям и канав. Все сливается в единую пелену. Не гоните, не зная местности.
  • Всегда учитывайте уровень своих способностей. Не разгоняйтесь слишком быстро и не выполняйте трюки, в которых вы не уверены.
  • Прислушивайтесь к своим ощущениям. Старайтесь не переутомляться до такой степени, что у вас не останется сил на дорогу домой.

Подготовка снегохода

Итак, вы хорошо подготовились: вы купили экстремальный снегоход и всю необходимую экипировку, посмотрели видео и живые соревнования и выступления, и готовы отправиться в свое собственное приключение. Осталось позаботиться о самом главном - о собственной безопасности.

  • Убедитесь, что ваш снегоход в хорошей форме. Если у вас есть навыки механика (если нет, обратитесь к специалисту), загляните под капот и проверьте уровень всех жидкостей, проверьте ремень на наличие износа.
  • Осмотрите механизм сцепления на предмет незатянутых болтов и трещин на муфтах. Если вы обнаружили трещины - ваш снегоход должен прямым ходом направиться в мастерскую.
  • Позаботьтесь об исправности электрической системы. Проверьте провода и убедитесь, что они не касаются никаких горячих поверхностей, например, выхлопной трубы. При необходимости, подвяжите их, чтобы они не касались горячих деталей. Также осмотрите свечи зажигания, они должны быть светло-коричневого цвета.
  • Очистите двигатель мягким моющим средством, которое поможет сдержать нарастание грязи и сохранит его температуру в пределах нормы.
  • Уделите особое внимание траку и механизмам подвески. Для этого приподнимите заднюю часть снегохода на такую высоту, чтобы вы могли свободно провернуть трак вручную. Сверьтесь с руководством пользователя и убедитесь, что трак имеет нужное натяжение. Все болты задней подвески должны быть затянуты, если есть недостающие болты, замените их. Затем тщательно смажьте механизм подвески и заполните масленки. Эту операцию нужно повторять ежемесячно, если вы ездите на снегоходе достаточно часто. Уделите не меньшее внимание передней подвеске, все болты которой также должны быть хорошо затянуты. Если какие-то детали подвески имеют неправильную форму, их необходимо заменить. Не забудьте осмотреть и полозья снегохода.
  • Проведите общий осмотр снегохода, чтобы быть уверенными, что на нем нет недостающих деталей. Затем помойте его и навощите.

Безопасность на пешегорных переходах

При длительных горных переходах с тяжелым рюкзаком суставы ног испытывают сильные нагрузки. Профессиональная болезнь альпинистов и горных туристов - артрит. Чтобы облегчить участь своих ног возьмите в поход палки. В идеале, это должны быть специальные телескопические палки для горных походов, но подойдут и короткие лыжные, "туристический" ледоруб или просто посох. С собой обязательно надо иметь фляжку с водой: обезвоживание организма касается и суставных хрящей, которые, высыхая, начинают сильно изнашиваться и воспаляться.

Солнцезащитные очки помогут защитить ваши глаза от солнца, излучение которого в горах становится жестче с каждым метром высоты. Подойдут как стеклянные, так и пластиковые очки, если они имеют защиту от ультрафиолетового излучения. Темные очки без УФ-защиты приносят дополнительный вред, снижая общий световой поток и заставляя зрачки расширяться и получать дополнительную дозу ультрафиолетового излучения. Если ваш маршрут проходит через ледники или снежники, солнцезащитные очки становятся жизненно необходимыми. Снег отражает 90% падающего на него света, так что вы практически смотрите на злое горное солнце. Если не защитить глаза, буквально через полчаса наступает "снежная слепота": человек перестает видеть вообще. Если такое произошло, надо немедленно остановиться, повязать на глаза пострадавшему черную повязку и ждать восстановления зрения. Не сделав этого, человек может остаться слепым на всю жизнь. Солнечная радиация может повредить и кожу. Поэтому, собираясь в горы, захватите крем от загара. Степень защиты должна быть высокой вплоть до полного блока.

На высоте полутора-двух тысяч метров кончается зона леса и начинается зона лугов. Так что, поднимаясь на эту высоту, будьте готовы к тому, что дров вы там не найдете и костер развести не сможете. Возьмите с собой газовую горелку или примус. Рассчитывайте еду так, чтобы на этих участках маршрута питаться сухим пайком.

Гроза в горах и на равнине - вещи совершенно разные. В горах вы находитесь буквально внутри грозовых облаков, и все ее "прелести" ощущаются гораздо сильнее. Больше вероятность поражения молнией, нередко можно встретить и шаровые молнии, ветер может быть очень сильным. Погода в горах меняется очень быстро, поэтому, увидев надвигающуюся грозу, сразу спускайтесь пониже в ущелье и разбивайте лагерь. Закрепите все ветровые оттяжки у палаток на больших камнях. На открытых пространствах и перевалах нелишним будет соорудить из камней антиветровые стены вокруг палаток. При выборе места для лагеря избегайте "кулуаров" - вертикально-протяженных впадин, по которым основная масса дождевой воды будет стекать вниз, увлекая за собой камни.

Поднимаясь или спускаясь по крутым каменистым склонам, не идите строго вверх гуськом: камень, тронутый ногой идущего впереди, может попасть в нижеидущего. Соблюдайте дистанцию в несколько десятков метров, идите по параллельным траекториям или размашистым зигзагом. Поднимаясь, следите за действиями впередиидущего и камнями под его ногами. Старайтесь идти аккуратно, не наступая на "живые" (качающиеся) камни и не сбивая их вниз. Сбив камень или заметив катящийся "чемодан", громко кричите: "Камень!". По этой команде все должны остановиться, поднять глаза и следить за траекторией камня, стараясь увернуться, передать клич "камень" дальше вниз.

На перевалах и крутых участках, при ночевках вблизи крутых склонов старайтесь привязывать все имущество, начиная от кружек и фотоаппаратов, заканчивая рюкзаками и палатками. Любая неловкость будет стоить вам длинного пути вниз в поиске (обычно безрезультатном) упавшей вещи.

Расстояния в горах кажутся намного меньше, чем на самом деле. Задумав дойти сегодня "вон до той горы", тщательно прикиньте свои силы с учетом подъемов и спусков (в том числе и невидимых с вашей точки), сверьтесь с картой и подумайте, где будете ночевать, если ваш план провалится.

В большинстве горных районов действуют спасательные службы. Для того чтобы они смогли вам помочь в экстремальной ситуации, необходимо зарегистрироваться в поисково-спасательном отряде Главного управления МЧС России по Камчатскому краю. Выходить на связь в обговоренное время, докладывая о состоянии своей группы. Это добавляет хлопот, но дает гарантию, что вас быстро найдут, если с вами что-то случится, если вы не выйдете на связь.

Меры безопасности при селевом потоке

Селевой поток сходит с гор во время сильнейших ливней, которые обрушиваются на местность. Как правило, этому бедствию предшествует ураган или цунами. Мощные дождевые потоки и шквальный ветер буквально смывают верхний слой земли, из-за сильного ветра ливневая вода смешивается с верхним слоем земли и стремительным потоком спускается с поверхности. При этом скорость потока может быть очень большой, а слой грязи, смешанной с водой, достаточно толстым, такой поток может похоронить под собой целый город. Селевые потоки обрушиваются, как показывает статистика, в весенний и осенний период. Его схождению предшествует сильная засуха, после чего над местностью проносятся ураганы и ливневые дожди, которые и порождают эти грязевые потоки. Для того чтобы не стать жертвой данного стихийного бедствия, нужно усвоить следующие правила, советы спасателей и специалистов Главного управления МЧС России по Камчатскому краю. Селевой поток опасен тем, что его практически невозможно предугадать, он может обрушиться столь внезапно, что даже метеорологические и геодезические службы не смогут заранее оповестить местных жителей.

Также как и другие стихийные бедствия, имеет свою шкалу, определяющую опасность для населения. Самый низкий балл имеет поток, который образовался в результате снесения с гор только верхней массы земли, такой обычно не несет с собой серьезной опасности. Настоящую опасность представляет селевой поток, который спускается с высоких вершин, захватывая на своем пути камни, булыжники и массивные деревья, все это смешивается в одном потоке, от этого разрушительная сила возрастает, а соответственно, и риск случайных жертв тоже. Для того чтобы не стать жертвой селевого потока, нужно при первой же опасности найти такое место, которое станет вам хорошим укрытием. Такое место, жилище должно находиться достаточно высоко от земли, старайтесь избегать укрываться в центральных районах города, так как именно там будет основная масса потока. Место, где вам придется укрываться, должно быть надежным, если вы выберите своим укрытием дом, то обязательно укройтесь на верхних этажах, даже если поток смоет фундамент вашего укрытия, вы все равно уцелеете, находясь наверху.

Помещение, выбранное в качестве укрытия, должно быть прочным, сделанным из капитального материала, фанерное укрытие вам не поможет, лучше всего выбрать каменное строение, в комнате не должно быть окон, если они есть, необходимо их забаррикадировать, иначе поток выбьет стекла и разрушит ваше укрытие.

Селевой поток опасен тем, что если он накрывает человека, то последний оказывается в его прочных тисках, грязь и камни обрушиваются с такой силой, что просто прессуют человека и он не в силах самостоятельно выбраться из такой ловушки. Поэтому, узнав о надвигающемся потоке, обязательно имейте при себе какой-либо предмет, который послужит вам хорошим копательным средством. Ни в коем случае нельзя оставаться во время селевого потока на улице, совладать с такой стихией невозможно, поэтому нужно найти надежное укрытие. Некоторые свидетели стихии предлагают на этот период укрыться рядом с горой, с которой должен сойти поток, и сделать над укрытием большой очень прочный навес, который послужит неким трамплином для потока, и вас он не сможет залить.

В любом случае, где бы ни было ваше укрытие, вам нужно запастись питьевой водой. Это необходимо потому, что во время такого потока засоряются все коммуникации и город может остаться без питьевой воды несколько дней, а порой и недель. Во время селевого потока возрастает риск инфекционных заболеваний, поэтому следует тщательно следить за гигиеной, насколько это возможно в данной ситуации. Вам следует запастись не только питьевой водой, но и продуктами питания, главное – чтобы они были герметично упакованы. После схождения селевого потока желательно оставаться в своем убежище еще несколько дней, пока улицы не будут расчищены. Улицы дорог размываются, образуя ямы и канавы, которые под слоем грязи не заметны, человек, провалившийся в такую яму, редко выбирается наружу.

Безопасность сплава на воде

Предположение, что на воду отправляются люди, достаточно ознакомленные с небезопасностью реки и хотя бы частично знающие основные правила сплава, не всегда отвечает действительности. На воду сегодня снаряжаются и абсолютные новички. Иногда и в одиночку, без компании, например только с девушкой, перед которой хотят предстать героем. Поэтому о безопасности на воде при сплаве предоставляем Вам самую начальную информацию. Что можете от реки ожидать? Если исключим опасности, возможные на берегу и очевидность того, что в лодке должен сидеть человек, умеющий плавать или одетый в спасательный жилет в группе умеющих плавать, то кратко перечислим основные опасности связанные с рекой. Для себя разделим причины возникновения опасных ситуаций на две группы и попробуем найти предупредительные меры, которые эти опасности сведут до минимума.

Первая группа причин обуславливается самим характером водника. Низкие технические способности - эту проблему можно отстранить тренировками веслования сначала на спокойной воде, если возможно, с контролем специалиста. Постепенно в соответствии с прогрессом умения можно переходить на воду более сложную и перекатистую. Тактические недостатки - причиной является малый опыт, психическая неуравновешенность, незнание опасностей. Избежать этого можно в компании с более опытными друзьями. Недостаточная физическая и психическая подготовка - не лучшие попутчики на воде. Мучает грипп или похмелье - лучше останусь на берегу. Если уж должен сплавляться, то максимально осторожно. Рекомендуем улучшить жизненный стиль, обеспечить себя качественной специальной одеждой, обеспечивающей тепло и комфорт и быть всегда в форме! Незнание плавания в бурной воде достаточно часто недооценено, особенно при проведении коммерческих мероприятий. При перевороте в водном лотке или в перекате можете получить шок, потерять ориентацию, подвергнуться панике. Опять же в этом случае необходимы предварительные безопасные тренировки. Спасение утопающих, дело рук самих утопающих - самый лучший тезис в таких ситуациях. Надежда на помощь извне не всегда оправдана. Неудачно выбранное снаряжение для воды, по которой планируем сплав. Оснащение должно всегда соответствовать местности и погоде, кроме того немаловажна и его функциональность. Это предполагает: лодки без дыр, оснащенные средствами против потопления. Одетый спасательный жилет должен хорошо и крепко сидеть на теле, то же самое касается и шлема. Неопреновая или сухая одежда для тяжёлой и холодной воды и плохой погоды и наоборот защита от солнца в летнюю жару. К этой группе опасностей относятся и недостатки во взаимодействии группы, в которой сплавляемся. Недостаточная информированность о течении реки, её опасностях, аварийных возможностях. Выбор более тяжелой водной трассы, нежели участники могут преодолеть. Плохая организация при сплаве, типа - забытая лодка у трактира с тем, что "авось как-нибудь, да решится". К тому же ещё и плохая спаянность в коллективе. Избыток самоуверенности ("тут мы уже сплавлялись в прошлом году и все сплавились" на несплавляемой плотине) не самое разумное решение для сплава. Следующий нежелательный враг - это паника. Спокойствие - половина успеха при решении проблем.

С другой стороны река сама по себе опасна. Русло реки, количество воды, а так же много других факторов, включая погоду. Уклон и расход реки - это два параметра, которые совместно с препятствиями, более всего влияют на сложность реки. Чем больше уклон, тем бывает река сложнее, чем быстрее течение, тем чаще возникает необходимость молниеносного решения проблем, возникших при езде. Расход реки влияет на сложности подобным образом. Чем больше воды в русле реки, тем река сложнее для сплава. И не зависит от абсолютных величин. Паводок в русле шириной в метр будет более опасным уже при расходе в пять кубов, притом, что 1000 кубов на большой реке можно с определенным опытом достаточно хорошо преодолеть. Скорость течения зависит именно от расхода реки и уклона (уклона русла) и обуславливает тяжёлое пристание к берегу, более сложный обход препятствий. Уклон, расход и форма русла с неподвижными препятствиями создают на реке много эффектов, которые влияют на сложность течения и степень опасности. Это могут быть высокие и сформированные волны, водные гребни, водные вихри, обратные течения, воронки и другие специфические эффекты. У нас некоторые из них появляются только во время "большой воды". Так что же влияет на сложность и опасность? Форма русла и препятствия в нем, включая форму берегов. Узкие реки непросматриваемые и при меньших уклонах. Прибрежные заросли и упавшие деревья в реке являются опаснейшими препятствиями, так же как и каменные валуны или скалы, особенно подмытые. Повышает сложность трассы и её плохой обзор. Скалистые берега в ущельях не дают возможности просмотра проблемных мест и их возможного прохождения. Температура и чистота воды влияют на психику водника. Холодная вода изнуряет и плавание в ней может привести к переохлаждению. Грязная вода действует депрессивно и в ней очень сложно "прочитать" препятствия. Сооружения на реках тоже могут быть источником опасности. Не только плотины и каскады, но и подпоры мостов, береговые стены, лотковые барьеры и большинство из того, что построил человек, не обеспечивает безопасного плавания. Не в последнюю очередь на безопасность плавания влияет и погода. Холод может привести к переохлаждению и потере психического комфорта, дождь может вызвать быстрое и небезопасное повышения уровня воды, что в узком ущелье не самая приятная ситуация, ветер на больших реках или озерах образует волны, заливающие открытые каноэ, в то время, как и перевернутым, плавать не очень хорошо. Солнце наоборот способствует дегидратации, возможности солнечного удара, вызывает снижение работоспособности и, как правило, нарушение психического комфорта водника. Нет необходимости писать много об опасных ситуациях на воде и их решении.
Тем не менее, считаем этот раздел очень важным, особенно для рафтеров и каноистов, потому повторим еще раз основные моменты:

  • обязательно зарегистрируйте тур в поисково-спасательном отряде Главного управления МЧС России по Камчатскому краю;
  • перед первым плаванием необходимо собрать максимум информации, приобрести максимум навыков веслования и никогда не ездить самим (только одна лодка);
  • всегда иметь на каждую реку необходимое снаряжение: спасательный жилет, одежду и обувь по погоде, шлем и лучше закрытую лодку;
  • для более сложных рек необходима экипировка для спасения на воде и умение с ней обращаться;
  • всегда действует - не уверен со сплавом, лучше перенеси. Также действует правило, что время просмотра сложного участка прямо пропорционально времени плавания в нем в перевернутом состоянии или же - береженого бог бережёт;
  • сплав сложных участков обязательно должен страховаться с берега;
  • тренировки (всех видов) необходимы для всех, не исключая курортных водников;
  • и последнее: никогда не недооценивайте реку, она мудрее, чем Вы! В километраже всегда контролируйте два параметра. Во-первых, всегда проверяйте актуальную информацию. Плотина может за минуту прорваться огромной водой, ствол дерева может перехватить Вас при прохождении ущелья и гладкая дорожка может превратиться в капкан. В некоторых случаях русло реки разрушено и его исправление может длиться и год, и пять лет. В это время река может изменяться под действием человека. На некоторых участках существует опасность оползней почвы в русло реки.

Безопасность сплава на байдарке

Основными средствами обеспечения индивидуальной безопасности в байдарочных походах являются спасательный жилет и каска. Кроме того, полезными бывают емкости непотопляемости. Меры безопасности при сплаве на байдарке зависят от категории маршрута. Маршрутов простых, некатегорийных (не имеющих классификации по сложности у спортсменов) большинство. В таких походах дополнительного снаряжения, обеспечивающего безопасность, практически не требуется. Все требования к участникам - хорошая физическая форма и умение плавать. Новички, не умеющие плавать, на воде обязательно должны быть в спасательных жилетах. Сплавляясь весной или осенью, когда температура воды низкая, надо класть на сиденья пенополиуретановые коврики или гермомешки с мягкими вещами, поскольку вероятность простудиться весьма велика. Гермомешками в простых по сложности походах можно и не пользоваться. Однако ни от неожиданного прокола об корягу, ни от ливневого дождя никто не застрахован, поэтому лучше упаковывать вещи хотя бы в плотные полиэтиленовые мешки. Мешки надо вкладывать один в другой иначе одна маленькая дырочка поставит крест на всех ваших стараниях. Завязывая гермомешки, нужно собрать оставшуюся пустой верхнюю часть мешка в жгут, перегнуть конец, направив его вниз и перевязать обе части жгута чуть ниже места перегиба веревочкой или скотчем. Получается такое же колено, как в водопроводной раковине, только для воздуха. Даже если перевязать не очень туго, вода не просочится в мешок. Мешки надо завязывать, оставляя в них немного воздуха, тогда вам не нужно будет нырять за ними на дно, если вы вдруг перевернетесь. Спички, батарейки и другие жизненно необходимые промокаемые вещи лучше еще дома запаять в полиэтиленовые капсулы и распаковывать их по мере надобности.

Нелишним будет оснастить вашу каркасную байдарку емкостями непотопляемости. Это могут быть специальные емкости, камеры от старых мячей или пластиковые бутылки. Поместить емкости надо в нос и корму, хорошо закрепив их. Тогда ваша байдарка не пойдет ко дну, даже если ее до краев зальет водой. Объем емкостей в литрах должен быть примерно равен неснаряженному весу вашей байдарки в килограммах. Каркасно-надувных байдарок это не касается - у них емкостями непотопляемости служат надувные части шкуры.

Сплавляясь по бурным рекам с порогами, надо надевать спасжилет и каску. Спасжилет должен быть сбалансирован так, чтобы его объем на груди был не меньше объема на спине, такой жилет позволит пострадавшему дышать даже при потере сознания, и не будет переворачивать его лицом в воду. Каска должна быть специальной водной, подойдет хоккейная. Строительные каски не подходят, так как не защищают виски от ударов об камни - самый вероятный вид травмы при оверкиле (переворачивании байдарки). При прохождении порогов турист должен быть обут в кеды или кроссовки, ведь дно представляет собой нагромождение камней, иногда острых. Пока вы будете барахтаться в воде в поисках подходящей опоры, ваша перевернувшаяся лодка уплывет в следующий порог.

На маршрутах сложнее второй категории пороги и шиверы встречаются на пути очень часто и тянутся иногда на несколько километров. Здесь оверкиль - нормальное явление.

В конце больших полноводных порогов могут быть так называемые "бочки": струя воды уходит на дно, а по поверхности идет встречный поток воды, образуя горизонтальный водоворот. Человека в спасательном жилете может крутить в такой "стиральной машине" до бесконечности. Поток будет тянуть его на дно, а спасжилет наверх. Поэтому, застряв в "бочке", надо освободиться от спасжилета и, поддавшись течению, пронырнуть до конца водоворота. На этот случай рекомендуется иметь на поясе нож в ножнах, чтобы быстро обрезать нижние стропы спасжилета.

Что делать, если заблудился в лесу?

Заблудиться в лесу можно всегда. Причем это может произойти как в хорошо знакомом вам лесу, так и в совершенно незнакомом месте. Можете заблудиться днем, что значительно лучше, чем под вечер или же ночью.

Так, к примеру, это может случиться во время пикника: вы отошли от понравившейся вам поляны, увлеклись собиранием цветов или просто любовались природой, возвращаясь обратно, не смогли найти место вашего временного размещения. Или же, выйдя подышать свежим воздухом из дачного домика, который находится в лесном массиве, вы не нашли дорогу обратно. Еще один пример: вас пригласили на дачу, до которой надо добираться через незнакомый вам лес, даже если вам подробно объяснили дорогу, ваши шансы заблудиться составляют восемьдесят процентов из ста. Вы можете заблудиться не один, а со своими родственниками или друзьями. Конечно же, потерять верное направление возможно и в незнакомом городе, но в городе можно спросить дорогу у местных жителей, а в лесу спрашивать дорогу не у кого.

В этом и заключается вся опасность и непредсказуемость этой ситуации. Итак, если вы заблудились в лесу и не можете найти того места, паниковать. Лучше всего не удаляться от того места, где вы поняли, что заблудились. Самое простое решение этой проблемы – начинать кричать и звать людей. Если вам не помогут крики «ау», то стоит попробовать выкрикивать имена ваших знакомых, на это они скорее откликнуться. Не пугайтесь, если на ваши крики придут незнакомые люди. Они могут хорошо знать этот лес. Спросите у них, не проходили ли они мимо вашей поляны и не помогут ли они вам дойти до этого места. В любом случае, если, кроме вас, в этом лесу есть еще ваши друзья, то рано или поздно они обнаружат вашу пропажу и пойдут сами вас искать. Если же вы оказались в незнакомом лесу один и заблудились, опять-таки бессмысленно впадать в панику, следует успокоиться, остановиться и подумать. Рассмотрите создавшуюся ситуацию, обдумайте и вспомните, где именно вы могли повернуть в неверную сторону. Если у вас есть компас, он поможет вам сориентироваться, откуда вы пришли, и тогда вам следует пойти в эту сторону, согласно указанию компаса. Всегда, приходя в лес, запоминайте, с какой стороны вы зашли в него, в этом вам поможет компас или же подскажет сама природа. Так, например, мох на стволе деревьев растет с северной стороны дерева, а муравейник обычно находится с южной. Однако такие природные ориентиры не совсем надежны.

Прислушайтесь, не слышны ли звуки проезжающих машин, если слышны, идите на этот звук, так вы выйдите к трассе. Следует также держаться берега реки, если вы услышали шум воды, двигайтесь по направлению к ней. Ваше счастье, если вам встретятся грибники, они помогут выбраться из леса. Для того чтобы выбраться из леса самостоятельно, постарайтесь найти ту тропинку, по которой вы шли в лес. По ней идите в обратную сторону, никуда не сворачивая, и не старайтесь срезать путь, даже если местность кажется вам знакомой. Если вы заблудились один в лесу вечером, когда начинает темнеть, не стоит пытаться во чтобы, то ни стало немедленно найти верную дорогу, так вы рискуете уйти вглубь леса. Если у вас собой имеются спальные принадлежности, то лучше выберите место для ночлега. Утром вы продолжите поиск обратной дороги.

Нелишним будет осмотреть то место, где вы заблудились. Если вы приняли решение двигаться дальше, оставьте в этом месте какой- либо знак, это может быть веревочка на сучке дерева или метка ножом на стволе. Можно пойти по тропинке, она может вас куда- либо вывести, но по пути тоже не забывайте оставлять пометки, ведь тропинка может не вывести вас, а завести в самую глубь леса. Лучше постараться найти широкую тропинку и, прислушавшись к звукам, идти по ней на шум.

Самое главное в этой ситуации – ни в коем случае не паникуйте и не мечитесь из стороны в сторону. Если у вас с собой оказались запасы еды, то рассчитайте ваш рацион как минимум на три дня. Если ничего съестного с собой нет, не употребляйте в еду ягоды неизвестного происхождения, а также неизвестные вам грибы.

Как уберечься от лесного пожара?

Лесные пожары происходят в основном в летнее время, и их причиной зачастую являются плохо затушенные походные костры, брошенные сигареты, спички и самовоспламеняющиеся предметы. Плохо затушенные костры могут очень долгое время не разгораться, а всего лишь тихо тлеть. Но малейшее дуновение ветра способно превратить эти тлеющие угольки в огромный костер, который очень быстро перебросится на находящиеся недалеко от него сухие ветки и травы и в считанные минуты охватит огромную территорию.

Случается, что пожар разгорается от смолистых пней и корней или же на местах утечки природного газа или нефти. Чаще всего лесные пожары начинаются в самых сухих участках леса, где для этого созданы идеальные условия. Это старые сосняки и ельники, выгоревшие на солнце поляны или же заброшенные стога сена, которые были накошены очень давно, но до сих пор не убраны. От дождя эти стога начинают тлеть и быстро становятся причиной пожара.

Оказавшись в лесу и попав там, в кольцо огня, самое главное – не растеряться и не впасть в панику. Ужас и потеря контроля над ситуацией – плохие помощники в этом положении. В таком состоянии не только невозможно выбрать правильное поведение, но и очень легко заблудиться в лесу. В итоге вместо решения одной проблемы приобретаются дополнительные.

Оказавшись в такой ситуации, в первую очередь необходимо осмотреться по сторонам и определить, с какой стороны надвигается пожар и в какую сторону дует ветер. Направление ветра играет одну из важнейших ролей для спасения своей жизни.

Дело в том, что ветер способен очень быстро изменить направление огня и повернуть его совершенно в другую сторону. Не учитывая этого, очень легко оказаться в замкнутом огненном кольце, из которого уже будет просто невозможно выбраться. После того как вы определились с направлением, в котором необходимо двигаться, следует не мешкать и отправляться в путь. Двигаться необходимо как можно быстрее, чтобы надвигающийся огонь не захватил вас в кольцо. Может оказаться, что придется проходить очень близко с горящими предметами, в этом случае следует быть очень осторожным, ведь горящие деревья могут неожиданно упасть где-то поблизости.

При очень большом скоплении дыма, когда дыхание затрудняется, двигаться следует, немного наклонившись, чтобы не задохнуться от едкого угарного газа, и стараться защищать глаза от попадания в них летящих искр. К тому же при горении в воздухе становится очень мало кислорода, и по этой причине дыхание затрудняется. Если дышать становится совершенно нечем, необходимо пригнуться к самой земле, где воздух остается еще более свежим и не наполненным парами. Если лес является для вас совершенно незнакомым и длится на очень много километров в разные стороны, необходимо двигаться не в глубь него, а в направлении реки, по которой будет не только легче добраться до населенного пункта, но и укрыться в том случае, если пожар будет бушевать несколько дней и распространится на большие территории.

В том случае, если вы все же оказались замкнуты в огненное кольцо, необходимо найти самое низкое и мало заселенное место. Чем меньше там будет предметов, которые подвержены горению, тем больше вероятности, что вам удастся благополучно пережить этот пожар. Для этой цели подойдет вскопанная, лишенная растительности земля, углубления в почве. Ни в коем случае не следует ложиться на камни, так как они быстро раскаляются и есть вероятность получить тяжелые ожоги.

Оказавшись в огненном кольце, необходимо лечь на землю и прикрыть чем-нибудь голову. Дышать следует через ткань, чтобы воздух немного очищался и не обжигал ваши легкие. Только после того как огонь отойдет от того места, где вы находитесь, необходимо встать и осмотреться. Пытаться прорваться сквозь него ни в коем случае не следует, ведь вы не знаете, насколько далеко он распростерся, а значит, выбравшись из одного кольца, легко угодить в другое.

Требования к участникам, выбор маршрута

Сложные горные и таежные походы трудны и опасны. В горных походах туриста подстерегают камнепады, трещины ледников, горные реки, снежные склоны. В таежном походе трудно ориентироваться, движение осложнено завалами, болотами, переправами через реки. Для участия в сложных горных и таежных походах туристы должны обладать опытом менее сложных походов в сходных условиях. Это - основной принцип при комплектовании группы. Опыта горных и высокогорных походов далеко не достаточно для участия в сложном таежном походе. Вот почему для выхода на трудный таежный маршрут участники группы должны быть подобраны из числа туристов, уже путешествовавших в тайге. В сложных походах с переправами через горные и таежные реки туристы обязаны уметь плавать. Поэтому предпоходные тренировки включают занятия по плаванию (для проверки и для обучения плаванию неумеющих).

Для участия в горных и таежных походах, требующих постоянной затраты физических сил во время движения по тайге, при подъемах на перевалы и т. д. особенно важно развивать способность организма работать на протяжении длительного времени. Перед походом следует вести интенсивные тренировки на выносливость.

В составе группы должны быть опытные руководитель и его заместитель (на случай необходимости действовать на отдельных участках пути двумя отрядами). Длину маршрута надо выбирать с учетом природных препятствий и прежде всего не завышать километраж в сложных малонаселенных районах. Планируя сложный горный маршрут с набором и потерей высоты, километраж увеличивают против измеренного по карте на 15-30-40 процентов в зависимости от рельефа.

Тактика походов

Нагрузки при передвижении. Таежный и горно-пешеходный туризм создают значительную физическую нагрузку на организм. Это - один из наиболее трудных видов туристских походов, требующих последовательной и длительной тренировки.

Что же влияет на изменение физической нагрузки и как следует ее регулировать?


Нагрузка зависит от веса рюкзака, проходимого в день расстояния, ходового времени в течение дня, скорости движения и рельефа местности. Для правильной работы организма туриста, преодолевающего значительные расстояния в течение продолжительного времени, необходима посильная равномерная нагрузка, чередующаяся с кратковременным отдыхом. Распределение нагрузки и чередование ее с отдыхом должно быть не только в пределах всего похода, но и в пределах дня и даже в самом процессе передвижения. Только в этом случае туризм приобретает важный оздоровительный характер.

Bес рюкзака. Прежде всего, следует определить посильный вес рюкзака для каждого участника похода. Давать здесь какие-то строгие нормативные указания совершенно невозможно и просто вредно по той причине, что для каждого человека предельный вес груза, не приводящий к отрицательным последствиям, будет всегда свой, отличный от другого. Правило, гласящее, что вес рюкзака не должен превышать 1/5 веса человека, никуда не годится. Практика показывает, что в одном случае даже эта, в общем, заниженная для здоровых людей норма - непосильна, в другом случае - она совершенно недостаточна. Величина нормальной весовой нагрузки, не противоречащей оздоровительному назначению туризма, зависит от пола, возраста, в огромной степени от физического развития и тренированности, от технической сложности маршрута. Состояние здоровья оказывает колоссальное влияние на изменение величины весовой нагрузки.

Весовая нагрузка часто вынужденно определяется характером похода и маршрута. В сложном походе приходится нести значительное количество продуктов и снаряжения. Вот почему в такие походы должны отправляться совершенно здоровые, физически развитые, хорошо тренированные туристы. Практика показывает, что мужчины справляются с рюкзаком весом 25-30 кг даже в сложном горном или таежном походе (конечно, в начале маршрута, так как с каждым днем за счет съедаемых продуктов вес рюкзаков уменьшается). Женщины несут от 15 до 18 кг, а иногда и несколько больше. При этом, конечно, рюкзак должен быть безукоризненно уложен и сбалансирован.

В зависимости от состояния здоровья и других причин нагрузку приходится подбирать для каждого туриста в отдельности. Практически ничего сложного в, этом нет. Руководитель группы и любой участник может это сделать, опираясь на объективные показатели. Прежде всего, таким показателем служит характер работы сердца во время нагрузки и общее физическое состояние. Конечно, подбирая вес, надо проявить значительный такт, не ставить человека в положение, когда ему приходится возражать против уменьшения нагрузки (что чаще всего бывает). В то же время руководитель должен быть достаточно твердым и требовать беспрекословного выполнения приказа об изменении веса рюкзака. Даже незначительное заболевание, небольшая температура могут привести к тому, что хорошо тренированный турист должен быть на время совершенно освобожден от рюкзака, во избежание тяжелых последствий для здоровья.

Скорость передвижения во многом определяет величину нагрузки. При быстром или широком шаге резко увеличивается нагрузка по сравнению с более медленным движением на одном и том же отрезке пути. Обычно туристы идут с небольшой скоростью, изменение которой определяется рельефом.

Влияние рельефа местности на изменение нагрузки огромно. Увеличение крутизны пути при подъеме резко сказывается на сердечной деятельности и требует значительного уменьшения скорости движения для сохранения постоянства нагрузки и ритмичности в работе организма. Спуски облегчают работу сердца (и потому позволяют значительно увеличить скорость движения), но создают большую нагрузку на мышцы и связки ног, что также надо учитывать. Проходимое в день расстояние, как и весовая нагрузка, очень трудно поддается точному предварительному нормированию. Оно определяется, прежде всего, сложностью маршрута и весом рюкзака.

На равнине с рюкзаками среднего веса здоровые люди проходят в день 20-25 км. 30 км в день - это уже большая нагрузка. В горах впервые дни похода с тяжелыми рюкзаками, в долинах, на подходах к перевалам проходят 13-18 км. В тайге по пересеченной местности впервые дни похода (с тяжелыми рюкзаками) проходят около 12 км. С облегченными рюкзаками в горах и тайге втянувшимся в походную жизнь туристам можно проходить по 18-20 км. Преодоление естественных препятствий резко снижает проходимый километраж.

Величина ходового времени и распределение его в течение дня имеет большое значение для создания необходимой ритмичности в чередовании нагрузок и отдыха. На первую половину дня должна приходиться большая ходовая нагрузка, чем на конец его; в середине дня обязательно нужен отдых и горячее питание. Останавливаться на вечерний бивуак летом следует засветло с тем, чтобы быстро и безопасно организовать приготовление еды и ночлег группы. Лучше раньше встать, чем позднее лечь, так как запас светлых часов и прохладного времени больше в утренние часы. Режим дня составляется приблизительно следующим образом: подъем в 6 часов (при переходе через перевал в 4-5 часов); туалет, завтрак, подготовка к выходу до 8 часов; движение 8 - 13 часов; обед, отдых, сборы - 13-15 часов; движение 15-19 часов; устройство бивуака, ужин - 19-22 часа.

Во время движения через каждые 50 минут следует десятиминутный отдых. Через два перехода отдых может быть увеличен до 20 минут. В начале движения темп должен быть несколько замедленным. Окончив движение и сбросив рюкзак, делают небольшую разминку. Вначале, на первом переходе полезно остановиться на 5 минут через 15-20 минут движения, чтобы привести в порядок снаряжение. В горах, на подъемах и в тайге при наличии препятствий десятиминутный отдых может назначаться в зависимости от трудностей пути через 40-30 минут движения.

Во время движения в высокогорной зоне и в тайге по маршрутам, включающим серьезные препятствия, требующие значительного времени для их преодоления, для обеда обычно выделяется не более часа или полутора часов. Такой краткосрочный обед обязательно должен состоять из калорийных продуктов и включать горячую пищу. Уложиться в столь малое время можно лишь при четком и организованном участии в приготовлении обеда всем составом группы. В таежном или горном походе обстоятельства иногда складываются так, что распределять ходовую нагрузку в течение дня приходится не из соображений ритмичности в чередовании работы и отдыха и вне зависимости от других названных выше причин, а из соображений безопасности продвижения по маршруту. В таких случаях движение может быть начато рано утром еще затемно, даже ночью (при прохождении лавиноопасных и камнепадоопасных мест). Во время преодоления сложных препятствий движение может продолжаться и в самые жаркие часы дня. (Кстати, в высокогорной зоне и в тайге в течение всего дня довольно прохладно).

Для тренированных, хорошо подготовленных туристов вынужденные нарушения ритма в работе организма и временные перегрузки не грозят сколько-нибудь серьезными последствиями и обычно компенсируются дополнительным отдыхом на дневках.

Организация движения группы имеет огромное значение для создания ритмичности работы организма и правильной дозировки нагрузки, а также для четкости в действиях группы и безаварийности. В любой, даже хорошо тренированной, туристской группе всегда будут более слабые и более сильные участники. Никакой беды в этом нет, так как все нагрузки можно распределить соответственно силам каждого. Обычно в группе выделяется ведущий - достаточно опытный турист, задача которого выбирать путь и задавать наиболее выгодный для группы темп движения. Обязателен замыкающий из числа опытных туристов, задача которого оказать помощь отставшим, никого не потерять, своевременно дать ведущему сигнал к остановке, если с кем-то плохо или надо привести в порядок снаряжение. Ведущий устанавливает темп, наиболее выгодный для группы, ни не выше темпа движения наиболее слабого ее участника. Руководителю группы следует почаще ставить на место ведущего каждого члена группы.

Планирование маршрута. Маршрут сложного таежного похода выбирается так, чтобы на подходах затрачивалось наименьшее количество сил участников. Поэтому следует точно выяснить, каким транспортом и каким путем туристы доберутся до начальной точки маршрута и уедут с конечного его пункта. В таежном или горно-таежном походе также важно точно выяснить наличие и расположение населенных пунктов в средней части маршрута для пополнения запасов продовольствия. Надо иметь в виду, что некоторые населенные пункты в таежных районах, отмеченные на карте, могут быть перенесены в другое место (базы экспедиций, прииски и др.), поэтому до выезда на маршрут следует списаться с местными организациями.

В продолжительных горно-таежных походах вес продуктов питания бывает столь значителен, что туристы не в состоянии поднять весь груз. Иногда, стремясь облегчить рюкзаки, резко уменьшают продуктовые нормы. В сложных таежных походах это уже не раз приводило к авариям. Если груз слишком велик, надо при планировании маршрута учесть заброску продуктов в один или два пункта на маршруте с помощью вьючного транспорта или вертолета. Иногда бывает достаточно создать одну такую базу, забросив груз на лошадях на 70-80 километров от начальной точки маршрута. Продуктовый склад в тайге или должен охраняться, или продукты должны быть надежно спрятаны, чтобы их не уничтожили дикие звери.

Расчет километража должен проводиться сообразно с естественными препятствиями (отсутствие троп, завалы, переправы, болота, пересеченность местности, затруднительная ориентировка и т. д.). Завышение километража дневных переходов в тайге во время планирования маршрута недопустимо. Грубо ориентировочно в тайге с большим грузом в рюкзаках двигаются со скоростью 10-12, в лучшем случае 16-17 км в день.

В таежном или горном походе желательно предусмотреть запасный вариант маршрута, на который можно было бы выйти в случае какой-либо аварии или затруднительности движения по основному варианту. Запасный вариант должен наикратчайшим и легчайшим путем привести туристов к населенному пункту, дороге или вывести в местность, лишенную трудных и сложных естественных препятствий.

Планируя таежный поход на местности, где затруднена ориентировка, в маршрут включают подъем на панорамные пункты, отведя для этого необходимое время (5-6 часов, иногда день).

Там, где возможно, полезно проложить маршрут выше зоны лесов. Идти по высокогорным лугам, а иногда и по скалам и снегу бывает легче и проще, чем пробиваться через заросли. Кроме того, двигаясь по субальпийским лугам, легче ориентироваться на местности. В начальном пункте маршрута и уж во всяком случае в той организации, которая утвердила маршрут, необходимо оставить копию возможно более крупной масштабной карты, на которой наносятся линия основного маршрута, линии отходов, места бивуаков, числа прохождения того или иного участка маршрута, пути возможных поисков в случае нарушения контрольного срока, места, на которых будут оставляться контрольные записки. Тактика прохождения маршрута. Во время движения по сложному маршруту необходимо быть уверенным, что группа не потеряла ориентировки. Если же туристы заблудились или не знают, где они находятся, надо найти на карте свое местоположение и только тогда двигаться дальше. Лучше потерять некоторое время на топографическую разведку местности, чем идти наобум. Во всех приметных местах следует оставлять контрольные записки. Писать их надо только простым карандашом, указывая дату и время прохождения данного места, состав группы, самочувствие участников, наличие в группе продовольствия, состояние здоровья туристов, путь дальнейшего движения. Такие записки помогут соседним отрядам узнать о продвижении группы по маршруту, а в случае поисков намного упростят задачу для спасательного отряда. Записки можно накалывать на сучья деревьев, привязывать к стволам, класть в туры из камней, оставлять в охотничьих избушках, в населенных пунктах и т.д.

Из всех пунктов, где есть связь, делаются контрольные звонки о прохождении маршрута в поисково-спасательный отряд Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.

На каждом участке маршрута туристы выбирают наиболее простой и безопасный путь движения. В горах, например, просматривая путь подъема без троп, выбирают места с хвойным лесом, так как там легче идти. По склонам, заросшим лиственными породами (горной березой, рододендронами и т.д.), лучше не подниматься. Бывает, что пройти там можно лишь с топором и пилой. Хвойные леса издали выглядят более темными, чем лиственные. Обычно хвойные породы деревьев растут по ребрам и гребешкам, разделяющим желоба долинок, зимой представляющих пути для лавин. Как правило, лиственные породы деревьев способны лучше сопротивляться лавине, чем хвойные, и потому лавинные желоба часто покрыты труднопроходимыми зарослями высокогорной березы.

В заселенных горах путь, как правило, выбирается по гребням. Идти там легче, чем по склону или по дну долинок и котлованов, и труднее заблудиться. В ряде случаев путь по каменистому руслу высохшего ручья (или даже в воде) удобнее, быстрее и безопаснее, чем движение по чаще или крутому скалистому склону.

Двигаясь по травянистым склонам или осыпям, выгоднее выбирать ребра и вообще выпуклые, а не вогнутые формы рельефа. Эти участки склонов обычно менее опасны камнепадами с вышерасположенных скал. Старая, хорошо слежавшаяся осыпь, которую легко определить по более темному цвету камней, лишайникам, придающим камням зеленоватую окраску, безопаснее «живой» осыпи. Осыпь, состоящая из более крупных камней, часто безопаснее осыпи из мелких камней. Подъем по осыпи совершается зигзагом в тех случаях, когда можно идти так, чтобы одни туристы не оказались над другими. Если достигнуть этого нельзя, поднимаются прямо в лоб, в сомкнутом строю, задерживая камень тотчас, как только он стронут впереди идущим. Иногда удобнее бывает идти по той части осыпи, которая покрыта снегом. Осыпь около скал менее подвижна, однако здесь возрастает опасность камнепада со скал. Если скалы сильно разрушены, от них надо безусловно отойти подальше или проходить опасный участок поодиночке, организовав наблюдение за летящими камнями. Даже по склонам, кажущимися издали крутыми и мало доступными, часто можно пройти, выбирая путь по травянистым «полочкам», ограниченным скалами.

Надо учитывать, что в горах, рассматривая удаленную местность, мы получаем недостаточно точное представление о рельефе. Происходит это по нескольким причинам, наличие которых надо знать и всегда помнить. Прежде всего теряется объемное восприятие местности, так как глаза человека неспособны увидеть стереоскопически сильно удаленные предметы. Для того, например, чтобы получить стереоскопический снимок гор, надо сделать два снимка с точек, удаленных друг от друга на 3-4 м. Обманывает чистота воздуха в тайге и горах. В результате далекие предметы кажутся нам близкими, и мы не можем представить себе истинных размеров скал, камней, карнизов, полочек и т.п. - они кажутся нам меньшими и потому менее доступными, чем в действительности. Кроме того, в горах мы сравниваем окружающую местность со скалами, камнями, склонами, кажущимися нам меньшими по размерам, чем они есть в действительности, так как на равнине мы привыкли к сравнительно небольшим местным предметам. Учитывая все эти особенности, можно более или менее точно выбрать наиболее прямой, простой и безопасный путь прохождения отдельных участков маршрута.

Для движения могут быть использованы звериные тропы, особенно, когда они идут по гребням ребер в тайге, поднимаясь вверх или на некоторое расстояние пересекая склон. Звериная тропа, резко пошедшая вниз, как правило, спускается к водопою и непригодна для продвижения вдоль склона. Вообще надо иметь в виду, что вблизи реки чаще всего тропы идут поперек пути туристов, двигающихся вдоль реки, тропы будут подниматься на склоны и постепенно теряться там в траве.

Во время движения без троп по крутым, сильно заселенным и особенно покрытым густым кустарником склонам надо опасаться крутых обрывов. Опасные места бывают настолько тщательно замаскированы зеленью, что можно сорваться с кручи, до самого последнего момента не подозревая того, что дальше пути нет.

В сложном походе надо уметь сохранять необходимый запас продуктов, вовремя пополнять его в населенных пунктах или экономить, если движение по маршруту осложняется. В группе всегда должен быть неприкосновенный запас питания.

В то же время ослабевших или заболевших товарищей следует кормить так, чтобы быстрее восстановить их силы.

Направляясь в поход, ни в коем случае нельзя рассчитывать на пополнение продовольствия за счет охоты и рыбной ловли. В трудном походе для этого не хватает времени, а в случае охотничьих и рыболовецких неудач и совсем невозможно получить серьезное подспорье в питании. Однако в сложном таежном походе туристы обязаны иметь рыболовные принадлежности (тем более, что вес их невелик), а иногда весьма желательно и ружье. И то и другое может оказаться незаменимым в случае возникновения аварийного положения. Летом, опытный человек, всегда может прокормиться грибами, ягодами, орехами, рыбой, дичью.